Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Когда мы общаемся со своими детьми, они в основном реагируют на тон нашего голоса, а не на слова, которые мы произносим. Поэтому многим родителям нужно прислушаться к тому, как они говорят.
Когда вы в магазине, парке или на вечеринке, где родители и дети вместе, послушайте, что происходит вокруг. Каким тоном разговаривают взрослые с детьми? Часто они общаются с детьми совсем другим тоном, чем, например, с другими взрослыми людьми.
Когда вы вернетесь домой, обратите внимание на свой собственный тон голоса. Что вы об этом думаете? Что слышит ваш ребёнок? Иногда мы сами вызываем непослушание ребёнка лишь тоном своего голоса.
Ваня заявил, что сегодня будет самостоятельно поливать огород. «Нет, молодой человек, - строго сказала мама, - ты останешься дома». Мальчик несколько минут смотрел на маму, а затем вышел. Вскоре мать услышала шум воды – Ваня поливал грядки.
Диктаторский тон маминого голоса спровоцировал борьбу за власть, что и произошло с Ваней. Старшая дочь, которая присутствовала при разговоре матери с братом, на вопрос, что она услышала в голосе мамы, ответила: «Фальшь». Видите, как на самом деле мы иногда звучим?
Отец помогал десятилетнему Диме выполнять домашнее задание. Было похоже, что мальчик плохо соображал, что он делает. «Ну, я уверен, ты сейчас все поймёшь», - сказал отец с ноткой презрения в голосе. Дима ещё ниже сгорбился над своей книгой и выглядел совершенно сбитым с толку.
В голосе отца было мало надежды на то, что Дима что-нибудь поймёт. Это ещё более расстроило мальчика.
В магазине мама случайно встретила свою подругу, с которой очень долго не виделась: с момента рождения своей дочери Оли. «Сколько ей?» - «Одиннадцать месяцев». – «Чтё зя тякое масинькое сёздание?» - подруга засюсюкала над малышкой.
Сюсюканье и «детский лепет», которые мы используем, общаясь с маленькими детьми, являются индикаторами нашего отношения к ним. Когда мы так говорим с детьми, они чувствуют себя неполноценными. Мы разговариваем с ними в особой манере и таким тоном, который никогда не употребляем при общении друг с другом.
Если мы научимся слышать себя, то вскоре заметим, как много неуважения и презрения мы показываем своим детям. Мы часто унижаем их, демонстрируя фальшивое веселье и интерес, говорим с ними слащаво-приторным голосом, чтобы стимулировать сотрудничество. Как только мы осознаем, что выражает тон нашего голоса, мы сможем измениться. Если мы будем разговаривать с нашими детьми, как со своими друзьями, на равных, мы откроем двери позитивного общения.
(Использованы материалы книги Манифест счастливого детства, Р. Дрейкурс, В.Золц)